?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Урок "Добро и зло"

С начала учебного года в частной школе "Наш Дом" г. Благовещенска, где я имею честь преподавать ОПК, это был, пожалуй, самый удачный урок. Народу было поменьше, поскольку первоклашки принимали школьную присягу.

Кстати, об этой присяге. Не помню рассказывал или нет, но как ребенка педагога - моего старшего сына взяли в эту частную школу на безвозмездной основе. Таким образом, руководство стимулирует стабильность педсостава. Так вот, недавно Сёма сказал маме, что они в школе будут произносить клятву. Причем сын заметил: как можно клясться, если клясться Христос не разрешал?  Наверное, если бы не сын - мы бы не заметили этого, но раз у ребенка возникло смущение, то пришлось позвонить их учителю. Узнав у организатора утренника, что дети не будут говорить слово "клянусь", а просто будут "обещать" - мы успокоили ребенка.

Вернемся к нашему уроку по ОПК. Короче говоря, пришли второклашки и третьеклашки. Заметил, что одна третьеклассница была накрашена, которая на мой вопрос о причине косметической раскраски ответила, что участвовала в школьных мероприятиях. Этим дело не закончилось. Её одноклассники все время отвлекались на крашенную красавицу и даже начали писать ей депеши. Короче говоря, внимание сборного класса время от времени отвлекалось от темы урока. А темой было "Добро и зло". 

На предыдущем уроке показа детям небольшой детский художественный фильм "Щенок", который был снят по сценарию о. Николая Агафонова по заказу православного телеканала "Радость моя". Мы вспомнили какое добро сделал главный герой фильма Алеша, подарив любимого щенка круглой сироте. Мы с ребятами стали выяснять, что является добром. Определение было не далеко от словарного. Для того, чтобы фиксировать  мысли мы разбили доску на две половины - в одной в графе "добро" записывал, что выкрикивали дети в связи с этим словом. Это разнообразные "спасти", "помочь", "защитить" и даже такие экзотические для этого возраста "гостеприимство" и "признательность". После 6-7 слов "добро" вдруг закончилось, вернее, крутились вокруг да около названных слов. За то с заполнением графы "Зло" проблем не было. Со всех сторон неслось: "убить", "уничтожить", "обмануть", "завидовать", "оскорбить", "обидеть и т.д. Тогда задал ребятам резонный вопрос: почему вспомнить злые дела нам намного проще, чем добрые? В классе повисла тишина, нарушенная косвенным "потому что, мы мультики такие смотрим". Выяснили, что зло легче делать, чем добро.

На примере, сказок выяснили добрых и злых персонажей. В уже знакомых графах "добро" и "зло" на мокром от тряпки месте появилось по-новому... Добро: Иван-царевич, Василиса Премудрая, дядя Стёпа и прочие разнообразные персонажи. Со "злом" тоже был шквал ответов: "Кащей Бессмертный", "Змей Горыныч", "Баба Яга", "Волдеморт"... Потом мы присвоили цвета добру и злу - белое и черное, соответственно. Затем возле колонки с "добром" нарисовал красивое дерево с сочными плодами, а рядом со "злом" - кривое с гнилыми плодами. И напомнил ребятам о словах Спасителя деревьях, приносящих добрые и злые плоды.

В заключении мы посмотрели презентацию по известной небиблейской притче о двух больных, один из которых лежал у окна, а другой - у двери. И как за добро больной у двери отплатил злом слепому пациенту. Притча произвала на детей большое впечатление. В презентации также рассматривалась жертва Христа, который сделал огромное добро для всех людей, а потом задавался вопрос: а какую жертву мы можем принести друг другу.

В этой канве рассказал детям о подвиге Александра Матросова, прыгнувшего телом на амбразуру с пулеметом, о совеременном офицере, который также не задумываясь прыгнул на гранату, закрыв от осколков новобранцев, нечаянно вырвавших чеку. Короче говоря, считаю, что урок удался и ребята унесли с собой понятия о добре и зле.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
wmiller
Oct. 28th, 2011 12:35 pm (UTC)
А про самое главное, чтоб папу с мамой слушались?
svyatoslav
Oct. 28th, 2011 01:29 pm (UTC)
Урок о послушании будет несколько позже ))) Но запланирован... в начале года подобную тему я уже апробировал: Урок о непослушании
wmiller
Oct. 28th, 2011 12:41 pm (UTC)
Не слышала притчу о двух больных. Нашла её в стихах, может, вы ещё не читали http://webkind.ru/text/8561414_9374661p14697679_text_pesni_okno-pritcha-o-dvuh-bolnyh.html
svyatoslav
Oct. 28th, 2011 01:35 pm (UTC)
ortheos
Oct. 28th, 2011 12:52 pm (UTC)
Сомнительные истории вроде Александра Матросова - ИМХО - лучше не использовать. После изучения матчасти осмысленность и результативность закрывания собственным телом крупнокалиберного пулемета будет наверняка отвергнута и по аналогии подвергнутся сомнению остальные факты. Детям нужно говорить только 100% истинную без всякого сомнения в ее подлинности. И вообще желательно из личного опыта. Тем более , у нас в Церкви есть изумительные примеры жертвенности вроде св. Димитрия Донского, добровольно вставшего в полк смертников (добровольных же) или св.Меркурия Смоленского. Хотя Вам, конечно виднее. Спасибо за то, что делитесь опытом.
dubna_petrov
Oct. 28th, 2011 01:16 pm (UTC)
Почему именно крупнокалиберного?

Кстати, далеко не один Матросов был официально награжден (посмертно) за такой подвиг, а сотни солдат и офицеров, см. http://www.soldat.ru/memories/podvig/spisok1.html#i
ortheos
Oct. 28th, 2011 05:27 pm (UTC)
Существует три типа пулеметов - ручные,станковые,крупнокалиберные. Крупнокалиберные пулеметы все станковые. Закрывать телом амбразуру с ручным пулеметом - бессмысленное занятие, потому что стрелок скажет "Main Gott Das ist psychinen russish", столкнет ногой труп и продолжит стрелять. Или вообще возьмет пулемет и пойдет к другой амбразуре. Станковый пулемет аналогично. А крупнокалиберный пулемет закрывать еще более бессмысленное занятие, поскольку по суммарной кинетической энергии он превосходит артиллерийские орудия небольшого калибра. Знаменитый Браунинг1919 (во многих играх он есть ^_^) от коровьей туши за несколько секунд оставлял пару мелких ошметок и оседающую кровавую пыль. Я уж не говорю про отдачу. ДАже от выстрела пистолета человека отбрасывает на пару метров. Да вы же сами знаете , что из "калашника" прошивает насквозь рельс или трех человек подряд. А крупнокалиберный пулемет - штука помощнее будет.

Что касается списка награжденных, то пусть он остается на совести пропаганды. Не отрицаю , может , кто-то и действительно по незнанию бросался грудью на пулемет, но могу с уверенностью утверждать, что толку от этого никакого не было.

А вот св. Димитрий и св.Меркурий - действительно удивительные и беспрецендентные примеры. Есть правда еще один самурай, в одиночку остановивший монгольское нашествие, но у него была не совсем хорошая мотивация. А чтобы правитель государства добровольно встал в полк смертников, сменив надежные доспехи на простые, не оставлявшие никакого шанса выжить, это уникальный случай в мировой истории.
dubna_petrov
Oct. 28th, 2011 06:05 pm (UTC)
Немецкая армия в войну использовала единые пулеметы - один и тот же пулемет применялся в качестве ручного, станкового, зенитного и танкового. В начале войны это был МG 34, с 1942 года - МG 42. Боеприпасы для того и другого пулемета были одинаковые - винтовочные патроны Маузера калибра 7,92. Так что - крупнокалиберным этот пулемет назвать никак нельзя, а именно им - в станковом варианте - и оборудовалось подавляющее большинство огневых точек.

Насчет св. Дмитрия Донского - совершенно с Вами согласен :-)
partizan_1812
Oct. 30th, 2011 12:58 am (UTC)
Приятно слышать грамотное изложение вопроса о калибре. Именно так.:))
kajibtep_l
Oct. 28th, 2011 08:22 pm (UTC)
"ДАже от выстрела пистолета человека отбрасывает на пару метров." Не бывает такого)))
"Да вы же сами знаете , что из "калашника" прошивает насквозь рельс или трех человек подряд." Смотря какой рельс, смотря какой "калаш" и с каким патроном...
wmiller
Oct. 29th, 2011 12:43 pm (UTC)
Это если стрелять по далёким мишеням.
А если мишень прямо перед пулеметом? Не разорвёт ли пулемёт на части вместе с человеком?
svyatoslav
Oct. 28th, 2011 01:30 pm (UTC)
Знаете, это первое, что пришло в голову... вернее, первое, что всплыло из советских школьных времен... глубоко забили ))) И потом, рассказывать детям о мучениках, не объяснив их мотивы - это немного телега впереди лошади ;)
dr_volkhv
Oct. 28th, 2011 11:09 pm (UTC)
Поддерживаю, все забывают, что подвиг Матросов был вынужден совершить, так как выхода не было. Он ведь в штрафном батальоне был... Сзади СМЕРШ, сперели немцы...
svyatoslav
Oct. 29th, 2011 03:48 am (UTC)
Но все-таки прыгнул он... а никто другой... благодаря ему многие остались живы... это все-таки жертва... как ни крути.
dr_volkhv
Oct. 29th, 2011 07:05 am (UTC)
Отче, если бы он не прыгнул, то его бы расстреляли бойцы СМЕРШа... Это не подвиг...
dubna_petrov
Oct. 29th, 2011 09:32 am (UTC)
Это не правда :-(
dubna_petrov
Oct. 29th, 2011 09:31 am (UTC)
Александр Матросов был рядовым 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. "Штрафбатом" эта часть не была никоим образом.

СМЕРШ и заградотряды - это две совершенно разные вещи. СМЕРШ - это управление контрразведки. Заградотряды были двух подчинений - части НКВД и специальные подразделения армейского подчинения в составе дивизий. Ни те, ни другие, в подчинении у контрразведки не находились.
partizan_1812
Oct. 30th, 2011 12:59 am (UTC)
100500
ppetrovichh
Oct. 28th, 2011 01:21 pm (UTC)
про матчасть действительно надо бы подробнее, или Вы учли устройство дзота, а тем более дота, в случае, если народ потребует подробностей. Сам факт подвига подвергается сомнению, Вы чувствуете? и уже давно. Интересно, с какой целью? Так что будьте осторожны. Добро и зло - такая тема трудная. Успехов Вам.
svyatoslav
Oct. 28th, 2011 01:37 pm (UTC)
Речь идет о 8-9-летних детях ))) Этот народ не станет требовать таких технических подробностей ;)
ppetrovichh
Oct. 28th, 2011 02:28 pm (UTC)
да я-то представляю. :)
ejhle
Oct. 28th, 2011 03:06 pm (UTC)
Хороший урок!
А в подвиге Матросова важен порыв, желание закрыть собой, а не технические подробности и оправданность этого порыва с точки зрения баллистики, анатомии и прочего... Поэтому в качестве примера добра для людей он вполне уместен.
lastochkinainna
Oct. 28th, 2011 10:54 pm (UTC)
Урок "добро" и "зло"
Мне понравилось.И спасибо,что рассказали детям о Матросове.В юности я полюбила героев "Молодой гвардии",считаю этих юношей и девушек настоящими героями и сейчас помню о них и молюсь.Из книг отца Даниила Сысоева я знаю,что он был против уроков ОПК,ратовал за то,чтобы были написаны новые учебники по истории,правдивые и объясняющие,что на самом деле произошло с Россией за весь двадцатый век.А в школе чтоб был введён Закон Божий.Его смерть очень странная,как смерть отца Михаила,сожжённого со всей семьёй в Тверской области.Надеюсь,Вы и дальше будете писать о своих уроках.
Алена
Feb. 16th, 2012 06:45 pm (UTC)
Читаю про ваши уроки с удовольствием, спасибо!

клятва в школе..да меня бы тоже напугала......

А презентации вы сами готовите?

Про фильм Щенок - были на премьере фильма, года два назад кажется, дочка моя плакала.....

а ведь устами ребенка ........"потому что, мы мультики такие смотрим"
liza_lizochka_l
Mar. 28th, 2012 07:10 pm (UTC)
Хм...Как то у меня спросили-верю ли я в то, что добро и зло всегда рядом и не могут существовать друг без друга?...
Мой ответ был таковым.
-Давайте представим что мы художники,которые рисуют каждый в своей жизни зло и добро.Зло-черный цвет,добро-белый.Перед нами мольберт.Чистый,белый холст.Вот ты берешь в руки кисть,макаешь в белую краску и наносишь на полотно...Ведь особо ничего не изменилось,ведь так?А теперь возьми и макни кисть в черную краску и проведи по белому полотну...Согласись,не очень красиво выходит...А теперь перед нами черный холст.Возьми в руки кисть с белой краской.Ты начинаешь рисовать.Выходят белые полосы на черном фоне...они становятся более заметны чем тот черный фон...
Из этого можно сделать вывод.В мире нужны как добро,так и зло.Эти две вещи не могут существовать друг без друга.Если бы мы не знали что такое зло мы бы не почувствовали добра,ведь оно просто стало бы обычной рядовой вещью.Зло делает нас сильнее,а добро не делает из нас эгоистов и тиранов.Но ведь если бы в мире было все прелестно и замечательно и вдруг случилась хоть какая-то противная опошлость,то людям было бы тяжело с ней справиться.Именно для этого и существуют отрицательные моменты в жизни.
Вдумайтесь.Может для кого-то я написала и смешно,может кто и не согласен...но в этом есть доля правды,поверьте.
( 25 comments — Leave a comment )

Обо мне

svyatoslav
иерей Святослав Шевченко

Полезные ссылки

Тэги

Информеры



Яндекс цитирования

Поиск по блогу




Календарь постов

August 2015
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel