иерей Святослав Шевченко (svyatoslav) wrote,
иерей Святослав Шевченко
svyatoslav

Categories:

Урок "Душа" с элементами опытов

Ну, вчера после первоседмичного великопостного перерыва прошел очередной урок. Вернее 2 урока. Как уже сообщал, мы с завучем решили разбить мой разновозрастной класс по ОПК в размере 25 человек - на 2 группы: первоклашек и всех остальных. Получилось примерно поровну.

Идея этого урока внезапно посетила мою окаянную голову во время великопостной службы, на клиросе. Тема незамысловата - "Душа". Я просто подумал, как много в темах ОПК мы касаемся души, но само это понятие остается нечетко раскрытым. Так вот, свои доводы я решил подкрепить опытным путем - с помощью простецких экспериментов. Короче говоря, ниже привожу план прошедшего урока: 

План урока "Душа"

На доске написано крупными буквами "Душа"

1. Что такое душа?

(первоклашки затруднялись ответить, а старшенькие - угадывали)

Душа - это мое внутреннее "Я". Это то, чем я себя ощущаю. Это мои мысли, переживания, чаяния.

2. А зачем нужна душа?

(были предвосхищающие течение урока ответы, типа, без неё человек умрет)

Бог нас создал такими, что каждый из нас состоит из двух частей души и тела (не стал их нагружать еще и духом - слишком малы). Например, наше тело работает, играет, кушает, гуляет, реагирует на свет, тепло, боль... 

3. А что делает душа?

Думает, принимает решения, переживает, печалится, боится...

4. Скажите ребята, когда мы плачем, что делает наша душа?

Правильно, наша душа плачет вместе с нашим телом, когда из глаз капают слезы. Но иногда бывает, что наша душа плачет даже тогда, когда глазки не плачут. Бывало с вами такое, что внутри у вас было очень-очень плохо, хотя вы и не плакали,когда, например,  долго не приходил с работы папа, болела мама, с вами перестал дружить друг? В такие моменты, чтобы стало легче - душа может молится... А что значит молится? Правильно, разговаривать с Богом.

Также душа может вместе с нашим телом радоваться... Бывает у вас такое, когда на душе бывает так радостно, что хочется тут же скакать, плясать и петь? Эта радость бывает от яркого солнца, пения птичек, похвалы отца, поцелуя мамы... Это радуется наша душа.

5. Ребята, а кто скажет, где в теле находится душа?

(ответ большинства и в первой и во второй группе: "в сердце")

А может в почках? Или в печени? Или в желудке? (хохот) Правильно, не там. По учению Православной Церкви наша душа повторяет очертания нашего тела - головы, рук,  ног. Для старшеклассников пояснение: это, если говорить современным языком, 3D-проекция нашего тела.  А теперь возьмите листу бумаги и ручку/карандаш и обведите по контуру свою ладонь, пятерню (все активно занялись этим, перепачкав фломастерами руки ;)). А теперь посмотрите, что у нас получилось - это, можно сказать, фотография руки нашей души.

То есть мы с вами выяснили, что наша душа  такая же как и тело - с головой, руками-ногами. Можно даже представить, что тело надето на нашу душу, как скафандр на космонавта. Мы по замыслу Бога прилетели на планету Земля, чтобы научится быть хорошими. В каком-то смысле мы - инопланетяне (плаксивый голос первоклашки с задней парты: "не хочу быть инопланетянином" ;) - я принял это сигнал, чтобы изменить направление своей мысли))) 

6. Так получается кто такой человек? Кого можно назвать человеком?

Человек - это существо имеющее душу и тело - вместе. Они будто срослись друг с другом. И когда тело погибает, то душа устремляется... (крики: "на небо!") правильно к Своему Создателю - Богу.

7. так, давайте выясним - можно ли назвать тело без души человеком?

(сразу ответы: "нет!")

Правильно, нельзя. Далее следует опыт с перчаткой. Это что такое? (показываю ярко-желтую хозяйственную перчатку для мытья посуды) Дети хором: "Перчатка!". Правильно, а это что? (показываю свою пятерню с растопыренными пальцами) Хор: "Рука!" Верно! А что сейчас вы видите? (одеваю перчатку на руку) Дети разноголосно: "Рука!", "Перчатка!" Точнее - это рука в перчатке. Правильно! (Да!) А теперь это можно назвать рукой (снимаю перчатку и поднимаю её над классом) "Нет, это перчатка!"

А теперь, ребята, давайте представим, что перчатка это наше тело, а рука - это душа. Так вот, тело будто натянуто на душу (одеваю перчатку) также, как эта перчатка на руку - и вместе они называются словом "человек". (Снимаю опять перчатку и показываю детям) А можно это "тело" назвать "человеком" - дети: "Нет!" так вот, когда приходит время тело стареет, болеет и умирает.

8. А кто скажет: что происходит с душой, когда умирает тело?

(Дети снова хором: "На небо!")

Беру подготовленный заранее (как и перчатки) воздушный шарик. Тут же его надуваю и завязываю горлышко ниткой. (Внимание 100%! ;)) Вот, представьте, что этот шарик - на самом деле человек. (Беру маркер) Для "настоящести " нарисуем ему глазки, носик, ротик. Сам шарик это тело, а воздух внутри него - душа. Вот, жил-был человек (перемещаю шарик по плоскости учительского стола) гулял, играл, время шло... и вдруг он заболел... острой болезнью. (Протыкаю шарик остро отточенным карандашом. Шарик лопается).  Что произошло? (Показываю рваную резинку от шарика) Это можно теперь назвать шариком? Нет.  Это все что от него осталось - только тело. А куда делась душа? Улетела куда? "Вверх!", "На небо!" Так, хорошо, а можем мы этот воздух, который вылетел из шарика, то есть его "душа" - назвать шариком? Правильно, тоже не можем. И тело без души - уже не человек.
 
9. Кстати, ребята, слова "душа" и "воздух" похожи. Чем вы думаете?

(Этот сложный филологический вопрос иду решать к доске)
 
(Рядом с написанным ранее словом "душа" приписываю "воздух". У второго слова выделяю корень "дух", а у первого "душ", что кое-кого позабавило ;)). Общий у них корень - слово "дух". Кто скажет кто такой или что такое "дух"? Дети: "Ангелы!" Правильно, Ангелы - тоже духи. И человек тоже имеет свой дух, заключенный в теле. 

10. А кто мне скажет, что находится внутри души?
 
Наш Бог - Иисус Христос, когда ходил по земле сравнивал человеческую душу с сосудом, то есть ёмкостью, пустым кувшином. (Рисую на доске кувшин).  Так вот,  когда мы родились наш кувшин-душа - пустой и чистый, как эта вода (достаю приготовленную банку с чистой водой) в банке. (Ставлю емкость на учительский стол). Но вот кого-то обозвали (макаю кисточкой в черную акварель и окунаю в банку) - что происходит? Правильно, в чистой душе появляется капля грязи, которая растворяется в воде. А вот еще кого-то обидели, позавидовали, не послушались родителей (каждое слово сопровождается маканием в краску и в воду). Со временем, что происходит? Правильно, наша душа становится мутно-грязной. Если сравнить Бога с солнышком, то (подношу банку с грязной водой к глазу) через грязную душу мы не сможем видеть Его. 
 
(Достаю заготовленный отрез белой марли). Вот тоже представьте, что это наша душа. (Начинаю кистью с черной краской возюкать по марле) И опять обида, осуждение, злоба, драка... Что стало с нашей душой? Правильно. А что нужно сделать с этой марлей, чтобы она стала снова чистой? (Достаю пластиковую емкость с теплой водой и мыло) правильно, её нужно постирать.
 
А кто знает, как постирать душу? (Мне помог первоклашка, который был на исповеди) Точно, нужно сходить на Исповедь к священнику в церковь. Ведь для чего нужна церковь? Дети: "Молится!", "Свечку поставить!" А еще в церкви есть таинства - одно из них - Покаяние, которое очищает душу от грязи. Это когда ты говоришь Богу о своих нехороших поступках, за которые тебе стыдно. А священник нужен для того, чтобы разрешить нас от наших грехов.
 
Tags: ОПК, Педагогика
Subscribe
promo svyatoslav march 22, 2017 22:22 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Приглашаю вас подписаться на мой авторский видеопроект на Youtube под названием «Святослав ПРЕСС». Если описать кратко, то это просветительский канал по переводу на современный язык цифровой эпохи 2000-летних идей православного христианства. Короче говоря, доступно буду…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments