?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Первое, что пришло в голову после просмотра: да это же воскресший Гоголь! Именно в формате эксцентричной трагикомедии оформил заготовку для фильма сценарист Юрий Арбатов. И, действительно, читаем у него в интернет-версии журнала «Искусство кино» в публикации за декабрь 2013 года: «Этот сценарий написан по просьбе режиссера Николая Досталя и для него. В нем мы пытались приспособить гоголевскую эстетику смешного-страшного для нужд сегодняшнего российского кино. Результат оказался предсказуемым: для финансирования картины не хватает денег».

После прочтения этой грустной аннотации хочется воскликнуть: слава Богу, что деньги нашлись! Ведь Гоголя тоже не понимали современники из-за выбранного жанра повествования. И сам Николай Васильевич очень скорбел, что никто не понял, например, его «Ревизора», в которого автор вложил христианскую мораль, где немая сцена — Страшный Суд. Вспомните гоголевское сакраментальное: «Страшен тот Ревизор, который ждет нас у дверей гроба». Но его не поняли. Жанр шибко сложен для восприятия таких серьезных вещей. Но мы попробуем.

Выпуклость противоречий

Знаете, лично я почти уверен, что эта кинокартина станет бессмертной классикой. Знаете почему? Потому что фильм хочется смотреть ещё и ещё. Именно поэтому мы можем бесконечно смотреть «Служебный роман», «Иронию судьбы, или С лёгким паром!» и прочие из этого ряда. А вот большинство современных лент смотреть второй раз не хочется. Потому что они лишь развлекают: погони, стрельба, трюки, спецэффекты. И сегодня в большом дефиците возможность увидеть на экранах кино, которое воспитывает, возвышает, заставляет задуматься.

Но самое главное, что качественно отличает «Монаха и беса» от прочих фильмов отечественного кинематографа — это выпуклая противоречивость персонажей. Это их многогранность, объемность. И ты узнаешь в них тех, кого встречал в реальной жизни. А порой и самого себя. Сегодня, к сожалению, наоборот — популярны киноленты с плоскими, однозначными героями: либо однозначно хорошие, либо однозначно плохие. Причем, нередко положительными героями выставляют откровенных бандитов. Но это не многогранность — это симулякр-перевёртыш.

Лубок Досталя

И ни в коем случае не сравнивайте эту работу Николая Досталя с другими фильмами на православную тематику. Ни «Остров» Лунгина, ни «Попа» Хотиненко, ни какой другой. Это разные жанры. Вышеозначенные больше тяготеют к осовремененному формату житийной литературы, а у Досталя, на мой взгляд, подражание русскому фольклору — изобразительному искусству лубка.

Но, не смотря на комичный жанр, персонажи прорисованы глубоко — со всеми достоинствами и недостатками. Можно сравнить их с героями произведений Достоевского. Возьмите, хоть его «Преступление и наказание». Мармеладов — сочетание высшего пилотажа покаяния и реноме горького пьяницы. Соня — сочетание сердечной чистоты и проституции. Раскольников — добрый, нежный, трепетный и убийца, в одном лице. Литературные оксюмороны, которые мы можем нередко наблюдать в жизни.

Святой бесноватый

Герои «Монаха и беса» точно такие же — цельные. Настоятель монастыря — с одной стороны спесивый, прижимистый, нетерпеливый, а в конце картины предстаёт как милосердный, страннолюбивый. Монастырский писарь — образованный, рассудительный, но в тоже время — бездуховный, расчетливый. Отдельно хочется коснуться главных героев-антиподов, в которых противоречие раскаляется докрасна.

Иван Семёнов сын — святой, достигший бесстрастия, но одержимый бесом. И со стороны он видится окружающим как явно бесноватый, который дерзит страшим, сыплет сальными шутками и намёками. И за этим «шумом» одержимости никто не может разглядеть его чистой души, и это предохраняет его от гордости самомнения. И как только его инфернальный спутник ослабляет свою власть над ним — зритель видит в какую степень святости вырос этот подвижник, который соглашается с любыми обвинениями в свой адрес, и готов претерпеть лютую ярость. А вспомните его искреннюю жалость к страдающему демону-мучителю, которого он ласково называл «Легиоша».

Воцерковление беса

Бес по имени Легион — с одной стороны, беспощадно издевается над Иваном, с другой — задумывается о своём бытии. Он признаётся, что его однажды поразили чистые слёзы в глазах мальчика Вани, который в окрылённом состоянии шёл после службы. И тогда он проговаривается, что пристал к нему, потому что настоящие монахи крепнут в искушениях от бесов. И святой Иван окончательно начал крепнуть, а Легион стал терять над ним силу в Иерусалиме. Короче говоря, за время этого паломничества святой послушник переформатировал беса, который в какой-то момент стал превращаться в обычного человека. Смерть Ивана Семёнова стала переломным моментом для Легиона, и впоследствии он сам решил поступить в монастырские послушники.

Для православного христианства подобный духовный оксюморон не является новшеством. Вопрос возможности покаяния духов злобы поднимался в древних византийских патериках и встречается в русской житийной литературе. Есть все основания предполагать, что за основу ключевого сюжета фильма взята история из приложения к житию прп. Антония Великого, вошедшего в Четьи-Минеи, когда дьявол решил через святого узнать — простит ли Его Господь. Правда, концовка в житии диаметрально отличается от киношной. Лукавый остался при своей гордыне.

План Бога

Из бесед с верующими знаю, что некоторых зрителей из числа православных христиан смутили сцены с обнажёнными ягодицами героев кинокартины. Думаю, что у создателей ленты не было злого умысла по совращению. Явно, что здесь использовался распространённый метод трагикомедии для придания фильму пущего гротеска. Кроме того, мы не должны забывать, что Николай Досталь создавал картину не только для православных христиан, а для более широкой аудитории. И у ней есть воспитательная цель.

Чему может научить этот фильм? Простой вещи, что не нужно поспешно приклеивать ярлык на человека, внутренняя духовная жизнь которого нам не видна с беглого взгляда. Эта мысль была подчеркнута и киношным писарем, который сослался на теорию пещеры Платона: «Видимый мир лишь отражение реальных сущностей, но не они сами». Кстати, именно эта идея проходит красной нитью через весь бестселлер архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», который, на мой взгляд, именно поэтому так популярен в России. Такие святые грешники близки простому народу.

И еще одна мысль. Мы не знаем, для чего Бог посылает нам скорби и жизненные нестроения. Но одно мы знаем точно, что даже волос с нашей головы не упадёт без Его воли. А это значит, что у Господа есть план относительно каждого из нас. И всё, что от нас требуется — хотя бы не мешать Ему. А по возможности — и помогать.

Posts from This Journal by “Рецензия” Tag

promo svyatoslav march 22, 2017 22:22 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Приглашаю вас подписаться на мой авторский видеопроект на Youtube под названием «Святослав ПРЕСС». Если описать кратко, то это просветительский канал по переводу на современный язык цифровой эпохи 2000-летних идей православного христианства. Короче говоря, доступно буду…

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sviazuk
Oct. 29th, 2016 02:33 pm (UTC)

Очень понравился фильм. И не мне одному.

poslushat_radi
Oct. 29th, 2016 02:44 pm (UTC)
Досталь - молодец!
В детстве много раз смотрел его "Облако - рай".
michailov_na
Oct. 29th, 2016 03:16 pm (UTC)
Теперь обязательно посмотрю. Спасибо за столь подробную рецензию!
svyatoslav
Oct. 30th, 2016 04:25 am (UTC)
Благодарю)
Анна Мусаева
Oct. 29th, 2016 03:28 pm (UTC)

Посмотрела на рдном дыхании. И уже снова хочется пересмотреть!

rakyshasr
Oct. 29th, 2016 03:29 pm (UTC)
Мне тоже понравился.Весёлая комедия с грустным но оптимистичным концом.
livejournal
Oct. 29th, 2016 03:32 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
jazzrex
Oct. 29th, 2016 05:15 pm (UTC)
Спасибо, Батюшка, за подробную рецензию и наводку - обязательно посмотрим. В свою очередь, могу порекомендовать сравнительно малоизвестный фильм 2008 года - "Четыре возраста любви", если не смотрели, конечно. (Мне попался совершенно случайно)
svyatoslav
Oct. 30th, 2016 04:26 am (UTC)
Видел. Хороший фильм...
rommelq
Oct. 29th, 2016 05:25 pm (UTC)
Слышал такое мнение (увы, не помню, где), что падшим ангелам покаяние невозможно, потому что они живут вне времени и поэтому выбор в пользу греха или святости делают единственный раз, в отличие от человека, который за свою жизнь тысячу раз может раскаяться и снова впасть в грех.
А фильм скорее понравился, люблю про отрицательных персонажей, которые исправляются и становятся положительными. Однако и недостатки, на мой взгляд, он имеет - сюжет какой-то рваный, неравномерная скорость повествования.
svyatoslav
Oct. 30th, 2016 04:29 am (UTC)
Так и есть. Гордыня. Это тоже самое, как невозможно пьянице в последней стадии алкоголизма вернуться к нормальной жизни... если не случится чудо.
;) - xpohabt - Apr. 5th, 2017 01:00 am (UTC) - Expand
blydnyi_syn
Oct. 29th, 2016 06:27 pm (UTC)
Святой, одержимый бесом - это действительно что то новенькое...
svyatoslav
Oct. 30th, 2016 04:30 am (UTC)
Новенькая сказка-притча)
otvladimir
Oct. 29th, 2016 08:32 pm (UTC)
Нужно правильно воспринимать кино - через такое понятие как жанр? А еще чего? Учесть это можно, в сноске. Но воспринимать кино, как оно преподается - в виде средства массовой коммуникации - для православного означает нарушить безоглядно правила духовной безопасности. Тогда нужно потреблять вообще все, что льется с экранов, без всякого разбора.

А где в разделе "План Бога" план Бога? Про ягодицы там есть, про Платона есть, а про план Бога?

Извини, отче, но выдача в виде итога "не нужно поспешно приклеивать ярлык на человека" урезано и убого - настолько не отражает всего, что там замешано, что вынужден констатировать - фильм вы смотрели, да ничего не увидели( Поэтому вам и хочется его пересматривать: вы его не расшифровали((((

А для версии "лайт искусство", в которой что ислам, что православие, что католики всё равно - для такой версии рецензия конечно пойдет, но это и грустно, что рецензия достойна только этой версии(
svyatoslav
Oct. 30th, 2016 04:43 am (UTC)
Отче, и вы имеете право на своё мнение. В равной степени как и я ;) Если вы профессиональный киновед, то напишите свою рецензию. Мне, например, будет очень интересно прочитать ваше мнение.

Про план Бога есть: "А это значит, что у Господа есть план относительно каждого из нас". Этот план становится понятным, если человек досмотрел фильм до конца. Вы поняли из этой экранизированной притчи какой план был у Неба для Ивана? Он полфильма воздыхал, не понимая за что ему это... И всё это есть в моей рецензии.

Что касается "лайт-искусства"... Отче, а что вы лично делаете для того, чтобы появилось настоящее церковное искусство? Вот лично я ничего. Но пытаюсь увидеть в том, что появляется на экранах - хоть что-то позитивное. И этим мне фильм понравился.

Не всё в мире так, как нам хотелось бы... не весь мир живёт по догматам и канонам Церкви. Но на мой взгляд, любое аллюзия на евангельские тексты - это маленькая проповедь. Не для воцерковлённых. Они и так уже в ограде церковной. А для всех остальных. Многие рассказывают, что в советское время приходили к вере, например, через фильмы Тарковского. И жанр рецензии - это не инквизиция. Иначе мы совсем превратимся в фарисеев...
1 - otvladimir - Oct. 30th, 2016 09:57 am (UTC) - Expand
Re: 1 - Денис Нос - Apr. 4th, 2017 02:49 pm (UTC) - Expand
2 - otvladimir - Oct. 30th, 2016 09:58 am (UTC) - Expand
Re: 2 - svyatoslav - Nov. 1st, 2016 03:06 am (UTC) - Expand
horse_pinata
Oct. 30th, 2016 05:49 am (UTC)
А как вообще, тяжёлый для просмотра фильм? Я в отзывах часто видел, что две половинки фильма очень разные, вторая часть больше как драма. Меня это слегка пугает, хотя и очень хочется посмотреть...
feona2003
Oct. 30th, 2016 08:46 am (UTC)
Хороший фильм - не пугайтесь!
;) - otvladimir - Nov. 2nd, 2016 10:21 pm (UTC) - Expand
luis_pistolero
Oct. 30th, 2016 09:53 am (UTC)
ОООО,..с радостью посмотрю,..последнее что смотрел отличное = тк это Остров Лунгина,...спаааааасииибооо!!,..Хачу хороших ,..смысловых фильмов о Вере,)))
livejournal
Oct. 31st, 2016 10:47 am (UTC)
Кинорецензия: &quot;Монах и бес&quot; глазами священника
Пользователь kamertonsha сослался на вашу запись в своей записи «Кинорецензия: "Монах и бес" глазами священника» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кинорецензия: "Монах и бес" глазами священника [...]
николай кутерев
Oct. 31st, 2016 12:03 pm (UTC)
Совершенно случайно наткнулся на этот фильм в интернете. Ранее, даже упоминания нигде не встречал. Давно не смотрел ничего такого хорошего, не говоря про монаха с бесом, игумен с императором чего стоят. Обалденный фильм.
sergsmir
Nov. 2nd, 2016 09:00 pm (UTC)
О.Святослав, всего один вопрос, на который мне никто не смог ответить. В фильме бес играючи, одной рукой, сбрасывает с крыши избушки крест. Бес одержал победу над реальным крестом. Не человек, под влиянием беса, а он сам! Разве это не подмена?

Если Вам интересна моя рецензия, рядового прихожанина:
http://sergsmir.livejournal.com/278790.html
mongolls
Nov. 7th, 2016 03:57 pm (UTC)
фильм "монах и бес" - это попытка высмеять христианство
Всем доброго вечера. После просмотра данного фильма, (а я просмотрел его ровно до половины, дальше не смог), у меня остались впечатления, что его создали авторы, совершенно далекие от глубины православной веры. Даже не хочу объяснять, почему и как так могло случиться, что у меня остались такие впечатления.

Всю братию обители выставили какими-то скоморохами, врага показали всевластным, так легко и непринужденно глумящимся над православными святынями. Сплошное глумление над верой, над православною душой русского народа.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )

Обо мне

svyatoslav
иерей Святослав Шевченко
Святослав ПРЕСС

Полезные ссылки

Тэги

Информеры



Яндекс цитирования

Поиск по блогу




Календарь постов

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel